Погружение на затонувшие корабли (wreck) возле рифа Абу Нухас (Abu Nuhas).

    Риф Шааб Абу Нухас (Abu Nuhas) является самым удаленным из всех рифов восточной части пролива Губал. Риф расположен в 4-х км к северу от островного рифа Шадван и в 3,5 км восточнее рифа Шааб Умм Уск. Учитывая расположение самого рифа и проходящий мимо него главный судовой путь, становится ясным, почему Абу Нухас (Abu Nuhas) получил печально известную репутацию "кладбища кораблей".

    Название рифа в переводе с арабского означает "медный" или  "бронзовый", это скорее всего связано, с грузом судна Крисула К (Chrisoula K), которое затонуло в самой восточной точке рифа. Обломки носа судна похожи на большой утес. Разнообразные корабельные обломки, которые находятся в месте кораблекрушения Крисоула К (Chrisoula K), дают основание предполагать, что в этом месте затонуло еще одно судно. И груз бронзы также может  принадлежать кораблю, имя которого до сих пор неизвестно. В центральной части склона рифа лежит пароход Карнатик (Carnatic), а на западной части склона расположилось еще одно затонувшее судно - Джаннис Д (Giannis D). Северный склон рифа Абу Нухас расположен перпендикулярно направлению ветра и волн. Любое, даже незначительное, изменение погоды в худшую сторону создает сложности при погружениях. Восточная часть склона рифа очень крутая. Здесь множество каньонов и пещер. Эта территория изобилует мягкими кораллами и всевозможными видами рыб. Глубина около 25 м. Дно песчаное. Течение на восточной части склона обычно направлено на юг, таким образом, предпочтительно начинать погружение у носа Крисулы К (Chrisoula K) и двигаться по течению вдоль склона защищенной южной стороны рифа.

    При обследовании двух небольших рифовых образований, формирующих южную оконечность Абу Нухаса, никогда не забывайте о течении. Это место известно под названием "Риф Желтой рыбы".Такое название связано, вероятно, с огромным количеством рыбок-бабочек, сладкогубов и барабуль. Здесь также встречаются большие групперы и белоперые рифовые акулы. Для ночных погружений наиболее подходит западная часть этого участка - небольшое плато с возвышающейся одинокой скалой, вознаграждающая аквалангистов видом плотных облаков золотых рыбок. Заслуживает внимания и коридор между рифами к западу от затонувшего судна Кимон М (Kimon M). Песчаное морское дно устлано большими шапками кораллов, стена рифа - отвесная.

 
 

Джаннис Д (Giannis D)

Длина: 100 м.
Водоизмещение: 2 932 т.
Построен в 1969 г.
Затонул 19 апреля 1983 г.

 

    Греческий теплоход Джаннис Д (Giannis D), затонувший в 1983 году, налетело на риф и еще какое-то время находилось в полузатопленном состоянии. Но налетевший шторм довершил дело: корпус раскололся пополам и корабль погрузился на дно.

     Согласно другой версии, Джаннис Д (Giannis D), потонул в 1981 году. Корабль отправился на помощь тонущей Крисула К (Chrisoula K), но, как говорят, не справился с управлением, налетел на риф, где и застрял, покуда ветер и волны не добили корабль.

    Находиться рядом или внутри корабля жутковато: среди обломков нашли себе пристанище многие небезопасные для подводников обитатели моря - крылатки, рифовые окуни и даже скаты. Так что при плавании среди металлических конструкций надо соблюдать повышенную осторожность.   Корпус корабля Джаннис Д (Giannis D),  сохранился практически целиком, с отрезанной от последней трети носовой частью. Погружение обычно производится с кормы и включает осмотр судна целиком. Гребной винт его до половины ушел в грунт. Верхней точкой судна является пароходная труба, напротив расположен капитанский мостик, грот-мачта и вход в машинное отделение. 20-метровая носовая часть опрокинута на левый бок, с видом на отверстие клюза, выпускающего якорную цепь...

    Джаннис Д (Giannis D),  сильно наклонен, поэтому внутри него наши чувства вступают в противоречие друг с другом - органы равновесия предлагают одно "горизонтальное" положение, а глаза- другое.

 
Карнатик (Carnatic)
Длина корабля: 89 м.
Водоизмещение: 1.776 т.
Построен в 1862 г.
Затонул 13 сентября 1869 г.


    В 1 час ночи 13 сентября 1869 г. появилось сообщение, что пароход Карнатик (Carnatic) под командованием капитана П.Б.Джонса налетел на рифы лишь несколько часов спустя после прохождения Суэцкого канала на пути в Бомбей. На борту Карнатика (Carnatic) было более 230 пассажиров и членов экипажа. Корабль перевозил консигнационную партию монет ценностью более 40 тысяч фунтов стерлингов, а также вино и Лондонскую содовую воду.

    Путешествие началось удачно. Погода была хорошей, море - спокойным. И, возможно, все так бы и продолжалось, если бы не небольшая навигационная ошибка, из-за которой судно село на мель. Фактически, именно хорошая погода превратила эту историю в трагедию. На рассвете стало ясно, что судно прочно сидит на рифе, а море спокойно. Было принято решение, оказавшееся фатальным для пассажиров и членов экипажа, - провести на борту корабля вторую ночь. Работы по организации эвакуации разворачивались неспешно.

    В 10.50 вечера корабль неожиданно раскололся на две части. В смятении 27 пассажиров и членов экипажа были снесены обломками и утонули. Выжившие сумели перетащить корабельные лодки через риф. Поджигая кипы хлопка, паля из ракет, они смогли привлечь внимание другого корабля - Суматры, который и принял их на борт.

    Карнатик (Carnatic) водоизмещением 1776 тонн и длиной 90 м, оставался неподвижным на коралловом склоне. Его передняя фок-нок-рея поднималась над поверхностью воды. Когда информации достигла Ллойда, было принято решение предпринять спасательную экспедицию под командой капитана Генри Д. Гранта. В состав экспедиции входили 2 водолаза. В этом и состоит символическое значение Карнатика (Carnatic) для современных аквалангистов: именно на этом судне была проведена одна из первых успешных спасательных операций с использованием новой технологии откачивания воздуха и погружений в шлеме.

    Более века назад погружение на затонувшее судно было трудным и опасным. В конце концов, один из водолазов, Стивен Сэффери, сумел достичь почтовой комнаты, где хранился груз золота. 25 октября 1869 г. первый сундук с золотом был поднят на поверхность. Всего было поднято 32 тысячи фунтов стерлингов. Возникает логичный вопрос: а как же остальные 8 тысяч? Возможно, они и до сих пор находятся среди обломков Карнатика (Carnatic)! На протяжении нескольких месяцев Карнатик (Carnatic)  оставался на своем месте, на рифе, посещаемый лишь местными бедуинами, которые тащили все, что им позволяла достать техника свободного погружения. Но в марте 1870 г. поврежденный пароход соскользнул на морское дно. Скользя по дну, Карнатик (Carnatic) раскололся на три части.

    Самая впечатляющая - корма с высоким полуютом и характерно большим винтом, наполовину ушедшим в грунт. Судно в значительной степени подверглось соляной коррозии. Угол, образованный кормой и песчаным дном, вместе с рифом на заднем плане и живописными рыбками на переднем, представляют замечательную композицию для фотосъемки. Отсюда лучше всего двигаться в сторону кормовой палубы и, через остатки палубы, к машинному отделению, в котором находится огромный котел, а также части сдвоенного двигателя. Неподалеку расположилась носовая часть, которая также доступна для исследования. Исследуя носовую часть, аквалангисты получат возможность рассмотреть прямоугольные амбразуры пассажирских кают, а также кольцо крепления бушприта.

 

 

Крисоула К (Chrisoula K)

Длина корабля: 98 м.
Водоизмещение: 3720 т.
Построен в 1954 г.
Затонул 31 августа 1981 г.

 

    31 августа (в других источниках 30 октября) 1981 года перевозящее груз итальянской плитки греческое судно Marcus, также известное как Крисоула К (Chrisoula K) ночью на полном ходу налетело на риф, разбило нос и, под тяжестью груза, быстро стало тонуть. Команда спаслась, перебравшись на риф.

    Это судно находится к востоку от Карнатика, отделено от него небольшим выступом рифа. Этот громадный и живописный корабль соблазняет своими лабиринтами и трюмами. Проникновение в этот металлический город оставит у вас огромное количество впечатлений и эмоций. Осмотр начинается с кормы (27 м), где заметны практически нетронутые огромный четырехлопастной винт и руль. Осмотр продолжается вдоль правого борта, где расположены наклонившиеся ко дну грузовая стрела и одна из двух мачт. Чрезвычайно интересным является посещение машинного зала, в котором расположен большой дизельный двигатель в хорошем состоянии. В трюмах до сих пор находится груз судна - поддоны с кафелем. На глубине 19 м, на песке, лежит дымовая труба. Двигаясь вперед по направлениюк рифу, на глубине 15 м видна вторая грузовая стрела, с правого борта носовой части (4 м), расположена лежащая на рифе цепь.

    Стоит также отметить, что видимость при погружении на Крисула К (Chrisoula K) практически идеальная. Постоянное переменное течение усносит прочь взвесь и планктон. Очень хорошо сохранившийся рэк богат рифовыми рыбами, твердыми и мягкими кораллами, поэтому для любителей подводной фотосъёмки Крисоула К (Chrisoula K) - это поистине находка!

 

Кимон М (Kimon M) 

Длина корабля: 106,4 м.
Водоизмещение: 3 714 т.
Построен в 1952 г.
Затонул 12 апреля 1978 г.

    На расстоянии примерно 250 м на восток от  Крисоулы К на северо-восточном окончании рифа Абу Нухас находится Кимон М (Kimon M), так называемый "чечевичный рэк", названный так, потому что в момент кораблекрушения судно было нагружено 4 500 т этих бобовых. Судно, вышедшее из турецкого порта Искандарун и державшее путь в Бомбей, столкнулся на полном ходу с северо-восточным углом рифа Абу Нухас. Экипаж был спасен благодаря помощи проходившего мимо судна Интеразия. 

   Долгое время носовая часть судна оставалась на рифе, но волны со временем разрушили сталь, заставив исчезнуть, то, что уже стало предупреждением для проходящих мимо кораблей. Остатки корпуса судна постепенно спустились вдоль склона, и затонули на правом борту с кормой на песчаном дне на глубине 32 метра. Первый трюм находится на глубине 16 м, в то время как фок-мачта, многочисленные обломки и огромный якорь еще лежат на рифе, на глубине 4 м. Обследование судна начинается с отлично сохранившейся кормы с рулем и винтом. После этого пересекается левый борт корабля для изучения входов в трюмы с лебедками, направляясь к полностью разрушенной при столкновении с рифом носовой части.  Особенно интересен огромный машинный зал, в котором хорошо сохранился восьмицилиндровый дизельный двигатель корабля.

Підпишись на новини